В эти выходные прошел первый телефестиваль ATX, где было организовано множество мероприятий, включая беседы со сценаристами и презентации лучших сериалов телевидения на данный момент. Кроме того, благодаря фестивалю, в Остин съехалось невероятное количество талантливых людей, находящихся за кадром тех или иных сериалов. Нам повезло урвать несколько минут для беседы с потрясающей Джули Плек, сценаристом и исполнительным продюсером «Дневников вампира», и мне посчастливилось выведать у нее кое-что о сериале, о персонажах, о трудностях экранизации книг, об алкогольных играх и, конечно же, о великолепии Аларика.
Сегодня я пришел сюда как истинный поклонник сериала, но так было не всегда. Поначалу я относился к происходящему очень скептически. Кажется, действительно проявлять интерес я начал, когда в сериале появился Аларик. В любом случае, что меня впечатляло с того самого момента, когда я серьезно взялся за просмотр сериала, так это баланс: видна реалистичность происходящего, но при этом все не слишком серьезно, и сериалу удается не переходить грани реализма. Насколько сложно сценаристам достигать такого баланса из сезона в сезон? Сложно. У нас есть правило, и мы постоянно себе о нем напоминаем, пытаемся ему следовать любой ценой. Да, некоторые правила созданы для того, чтобы их нарушать, но если серьезно следовать своей установке, она поможет задать основу сюжета. И наше правило таково: мы показываем реальных людей. Они настоящие молодые люди в реальном мире – в мире науки, в мире истории. Все, что мы делаем, должно быть реалистично. Даже наша магия, которую мы стараемся всегда делать приземленной, основана на природных элементах. Конечно, часто мы нарушаем это правило. Но если нам удается заложить в основу любовь, семью, боль от потерь, преданность, дружбу, то так мы обретаем тот самый баланс и держим все под контролем. В первом сезоне мы шутили: «Ну пусть это будет этакая вампирская мораль. Ладно, это нелепо, давайте подумаем, как сделать все реалистичнее!» А потом, в результате, у нас все равно получалась та самая вампирская мораль. Но мы всегда стараемся показать во всем человечность.
Самым сложным еще в самом начале и для меня, и для Кевина был его прямой стиль, к которому он привык еще с «Бухты Доусона» и «Крика»: когда все делается с наглецой, самоуверенностью, как и многое делается в поп-культуре; и мой стиль – очень бурный, живой, нахальный, в стиле «Дрянных девчонок» и Джона Хьюза. И нам обоим приходилось сдерживаться, не гнать лошадей, потому что иначе бы все наши персонажи разговаривали бы в таком попсовом стиле, были бы слишком самоуверенными, постоянно подмигивали бы друг другу, и это было бы просто на грани фола. К тому же, мы знали, что наша атмосфера должна отличаться от атмосферы «Баффи».
Кстати, об этом… Я огромная поклонница «Баффи»!
Да, даже несмотря на то что мы обожаем «Баффи», никто не хотел бы увидеть другую версию того же сериала, как и сериальчик, где все ведут себя нахально и постоянно друг другу подмигивают. Прелесть в том, что у нас есть Дэймон. И он у нас вроде Баффи. Он может быть наглым, он использует жаргонизмы, он саркастичен, и его диалоги просто сногсшибательны, потому что он и сам по себе классный, и с этим персонажем всегда можно дать себе волю. Но если бы все наши персонажи были такими, я думаю, сериал был бы не так успешен. И кто хочет идти по стопам Джосса Уидона? Он же мастер! Так что в первую очередь нужно убедиться, что у вас все по-другому.
Сложно ли работать над адаптацией книг? Сознательно ли вы решили отойти от их сюжета и написать что-то другое? Честно признаюсь, я книг не читал, так что сравнивать, насколько они отличаются от сериала, у меня нет возможности; но вот мы сейчас, например, смотрели серии первого сезона, и там было больше действий в стиле «Дорогой дневник», по крайней мере, в первых сериях. То есть, сериал как-то быстро от этого отошел. Книги называются «Дневники вампира», так что мы знали, что дневники нам будут нужны. Хотя, Кевин вот и до сих пор их до безумия ненавидит. Даже когда мы только начинали, он тут же заявил: «Не могу дождаться, когда мы сможем убрать эти чертовы дневники».
Какая ирония! Некоторым это понравилось, некоторым – нет; но так должно было быть. Это же «Дневники вампира» все-таки.
Но нам очень понравились персонажи, подаренные книгой, и город, и тот мир, что воссоздан в серии. Но из-за «Сумерек» и из-за того, опять же, что мы не хотели случайно пойти по пути «Баффи», нам пришлось тут же начать принимать решения, основываясь на том, что еще не было использовано другими, чтобы мы могли создать такой мир, с которым чувствовалась бы связь, в который бы мы верили, который могли бы прочувствовать. Нам пришлось использовать много различных приемов. А потом все просто превратилось в очень быструю гонку. Время от времени у нас бывают ситуации из серии: «Ой, а в книгах такое было? Кажется, да. Черт, не помню». Тут все не так, как при адаптации книг вроде «Голодных игр» или «Сумерек», когда не хочется менять слишком много, потому что боишься реакции поклонников книг. У нас в этом плане гораздо больше свободы.
Одной из сильных сторон сериала я считаю невероятно разнообразный и просто потрясающий актерский состав. Был ли такой момент, когда вы поняли, что они составляют единое целое? Все они были идеальны с самого начала, или пришлось проходить долгий и мучительный процесс отбора и подбора? Когда снимаешь пилотную серию, у тебя есть 41 минута, и за это время нужно представить примерно десяток персонажей, показать мир сериала и дать какое-то понятие происходящего. И когда ты решаешь, что вся серия будет крутиться вокруг пары персонажей большую часть времени, а остальным восьми достанется по паре минут на человека, становится трудновато раскрыть в пилотной серии всех второстепенных персонажей. Но прелесть долгих сериалов в том, что к концу всей истории второстепенные персонажи могут стать одними из постоянных, если не главными. Персонаж Кэролайн, например, как мне кажется, на пути к превращению в сильнейшую героиню сериала, если, дай бог, она доживет до финала. В этом и заключается прелесть эволюции персонажей.
Взять, скажем, Тайлера Локвуда, который поначалу был простым хулиганом, а теперь у него такой огромный опыт и насыщенная история любви!
Да, честно говоря, поначалу Тайлер меня чертовски раздражал. Да! На самом деле, это отличный пример, если говорить об адаптации книг. Мы знали, что он станет оборотнем, потому что так было в книгах. Но мы знали, что не хотим делать ничего поспешно, так что мы начали его историю, показав, что у него проблемы с контролем агрессии, что он хулиган, что его отец с ним немного суров, и потом мы немного намекнули на его сверхъестественное происхождение. И как только мы смогли развернуть его историю во втором сезоне, все внезапно обрело особенный смысл. И позже, двигаясь дальше, мы смогли создать многогранного персонажа. Так что да, мне нравится эта история, потому что в самом начале он был простым задирой. А что еще можно сделать с персонажем, когда у тебя есть на него только четыре минуты в серию?
Говоря о таких сюжетных линиях, я просто должен спросить об Аларике, потому что он мой любимый персонаж. Я не знаю ничего о книгах, так что моя любовь к нему основана исключительно на сериале, но мне нравится его развитие, его история. Мы называем его президентом клуба красавчиков. О боже, да! Я называю его учителем-сексуашкой. В компании друзей я так и говорю: «Сегодня придет учитель-сексуашка!» Он был великолепным персонажем, с которым у нас ко второму сезону возникла проблемка: мы ввели его с определенными намерениями, он был охотником на вампиров. Но оказалось, что охотиться-то ему не на кого: с Дэймоном он подружился, со Стефаном тоже. Потом он стал встречаться с Дженной… Так на кого ему тут охотиться? Так что тут мы немного потерялись, и нам потребовалось время, чтобы прийти немного в себя и найти ему цель в жизни, собственную точку зрения. И одна из причин, почему последний сезон был так хорош для Аларика, заключается в том, что он нашел себя в роли опекуна, но потом мы решили посмотреть на его темную сторону, потом мы полностью ее раскрыли, и в результате мы сделали его снова тем, кем он был в начале сериала – охотником на вампиров.
Последний вопрос пришел к нам от одного из читателей: Как лично на Вас влияют главные персонажи сериала? Кто любимчик и почему? Да, вообще-то тут аж три вопроса. Все персонажи на данный момент дошли до той ступени развития, когда они все как-то на меня влияют. Ты просто так сильно им сопереживаешь, потому что уже знаешь их настолько хорошо. Как сценаристу, мне это тяжело, потому что на телевидении истории рождаются на основе каких-то конфликтов персонажей, поэтому для сюжета важно, чтобы всегда было какое-то несогласие. Персонажи постоянно должны не соглашаться друг с другом. И когда ты настолько их всех любишь, ты хочешь, чтобы они жили дружно. Так что так все осложняется, потому что необходимо, чтобы кто-то шел налево, а кто-то другой – направо, а так дружеские отношения становятся натянутыми, люди отдаляются друг от друга. И это больно, потому что ты не хочешь, чтобы они ссорились.
Но это основа сериала… Именно, такое развитие событий необходимо! Так что я люблю их всех по разным причинам. Иногда мне настолько жаль Елену, что аж больно становится. Когда пытаешься представить себя на месте 18-летней девушки и понимаешь, сколько всего она потеряла, какой сильной ей пришлось быть только чтобы продержаться... Мне очень грустно за нее. Я очень сильно сопереживаю Стефану, потому что у него столько внутренних демонов, с которыми он не знает, как справляться. Поэтому его кидает из крайности в крайность, а ты просто хочешь, чтобы ему удалось найти золотую середину. Я люблю Аларика, потому что он просто хотел найти цель в жизни. Дэймон настолько искалечен любовью, что все произошедшее превратило его в того, кем он является сейчас. Все кажется таким простым, кажется, что, если бы он вернулся к этой легкости, стал прежним собой, он бы стал настоящим героем и хорошим парнем. Но, несмотря на это, он слишком многое понимает, многое знает, чтобы просто пойти на такое. И в его натуре есть такая тяга к саморазрушению, которая не позволит ему сделать все так просто. И есть еще Кэролайн, которая просто безумно хочет, чтобы ее любили, и ее начинают любить только когда она становится вампиром.
Она и из наших любимчиков! Я ее обожаю.
Она невероятна. Мы сначала сомневались по поводу ее обращения в вампира, но она и правда обнаружила в себе силы. Именно. Она обнаружила свои силы.
Но есть ли какой-то один, самый-самый любимый персонаж? Нет. Раньше я любила писать сцены Дэймона и Аларика. Для них я любила писать больше всего. Если в серии был сюжет с ними, я всегда занималась именно этим сюжетом, потому что мне нравились их отношения, их дружба в целом.
Такие сцены мы называем встречами клуба красавчиков. Именно! Встречи клуба красавчиков. Мне нравится.
Ну и бонусный вопрос, раз уж никто до сих пор не пришел меня выгонять. Вы в курсе, что уже существует целая культура, основанная на сериале? Например, у нас есть алкогольная игра, тема которой обычно указывается в наших обзорах. Например, встречи клуба красавчиков или драки братьев Сальваторе. О, мне нравится!
Сценаристы вообще в курсе, что такое существует? Может, у вас там периодически проскакивают фразочки типа: «О, надо бы сюда побольше Дэймона, вытворяющего бешеные штуки глазами»? Нам нравится быть на определенном уровне информированности, мы постоянно следим за реакцией поклонников. Тут мы не можем ничего с собой поделать. В результате мы натыкаемся на алкогольные игры, фоторекапы и другие забавные штуковины. И вся эта информация непременно как-то отражается на нас и на сериале. Это наш способ сказать зрителям, что мы их слышим, и мы даем им небольшие доказательства того, что они не разговаривают с пустотой.
Когда мы заканчивали, Джули пообещала, что обязательно почитает про эти алкогольные игры. Ради ее же печени, я посоветовал не слишком строго придерживаться правил. Перевод:
Malice